Интегрированное занятие познавательно-эстетического характера
для детей 5-6 лет
Тема: «История ложечки»
Воспитатель:
Бизинкина О.Ю.
Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера
для детей 5-6 лет
Тема: «История ложечки»
Цель: формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
- Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
- Развивать творчество и фантазию при изготовлении кукол из пластмассовых ложек.
- Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: наглядные, словесные, практические и т.д.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребятишки, вы, когда то читали русскую народную сказку Жихарка. Давайте ее вспомним. Я вам зачитаю отрывок из этой сказки, а кто-нибудь из вас может, догадается, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.
Жили – были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает: — Это простая ложка – котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.
—Что же не отдаст Жихарка?
— О каких предметах говорится в этом отрывке сказки?
— Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.
Презентация «История ложечки»
Вопросы к детям по презентации:
— Что делают люди на картине? (слайд 2)
— Чем они пользуются за столом? Сегодня мы и поговорим о ложках.
— Как вы думаете, когда появились первые ложки?
— Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)
Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4). Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5), добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7). В них можно было хранить и варить еду (слайд 8), а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9). В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10), или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)
— Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)
- Из металлов: серебра, золота, алюминия, нержавеющей стали (их так и называют – нержавейки); из пластмассы, из дерева (простые и расписные).
- Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд (слайд 13). Например, для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки (слайд 14). Для десерта – десертные (слайд 15), для чая – чайные (слайд 16), для острых специй – очень маленькие (слайд 17).
— Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)
Воспитатель обращает внимание на посылку.
— Ой, чуть не забыла! Утром, наши повара Тамара Михайловна и Антонина Архиповна принесли ложки и попросили нас помочь
Достает из ящика много-много разных ложек.
— Все ложки перемешаны! Попробуем вместе разложить ложечки по их назначению.
Работа в группах.
Одна группа выбирает из предложенных ложек ложки для первых блюд — столовые ложки, вторая группа — для чая – чайные ложки, третья группа — для десерта – десертные.
На столе стоят подносы для каждой группы.
— Почему на этот поднос положили именно эти ложечки? И т.д. Дети дают полный ответ, объясняют.
Давайте отдохнем, и продолжим наше занятие.
Физминутка
Ложка – труженик простой,
Кран подъемный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прям в живот, вот!
Доедай все сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтоб росли скорей ребятки
Словно овощи на грядке.
— Как вы думаете, на какие ложечки потрачено больше времени, труда и любви мастера? (деревянные, расписные). Какие замечательные ложки изготовил мастер.
Ребятишки, а вот давным — давно были времена, когда у девочек не было кукол, и они играли ложками. Ложки были их куклами. Вот посмотрите на мою куклу. Вам она нравится? А хотите такую же сделать сами? Станем с вами настоящими мастерами и изготовим куклу.
Ручной труд: «Куклы из пластмассовых ложек»
Этапы работы:
- Волосы из шерстяных ниток приклеить с внутренней стороны ложки.
- Платье кукол — это конус из ткани с надрезом в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно бантиком.
- Глазки и ротик на ложку наклеиваются.
— Какие красивые куклы у вас получились.
— Ребята, а что еще можно делать ложечками: любоваться, есть, играть, как на музыкальных инструментах?
— А какие ложечки могут легко превратиться в музыкальные инструменты? (деревянные, металлические)
— Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.
— Попробуем сыграть? Давайте одна группа попробует играть деревянными ложками, а другая металлическими. Возьмите ложечки правильно и поиграем на ложках, как музыканты.
Звучит народная музыка «Во поле береза стояла»
и дети играют на ложках.
Молодцы! Настоящие музыканты!!!
В.: — Ребята, что нового мы сегодня узнали? (что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов)
—Что нового узнали?
— Есть ли у вас любимая ложечка, для какой еды, из чего она сделана?
— Для чего человеку может пригодиться ложка? (любоваться, есть, играть как на музыкальных инструментах)
— О чем вы расскажете сегодня родителям?
— Мне было очень интересно узнать о ложке так много нового, а вам?
Спасибо!