МБДОУ Ярцевский детский сад № 3

663170, Российская Федерация, Красноярский край, Енисейский район, с. Ярцево, ул. Кирова, 86

История ложечки

Интегрированное занятие познавательно-эстетического характера

для детей 5-6 лет 

Тема: «История ложечки»

 Воспитатель:

Бизинкина О.Ю.

Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера

для детей 5-6 лет

Тема: «История ложечки»

 

Цель: формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  1. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
  2. Развивать творчество и фантазию при изготовлении кукол из пластмассовых ложек.
  3. Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: наглядные, словесные, практические и т.д.

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребятишки, вы, когда то  читали русскую народную сказку Жихарка. Давайте ее вспомним.  Я вам зачитаю отрывок из этой сказки, а кто-нибудь из вас может,  догадается, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.

Жили – были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот  с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает: — Это простая ложка – котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.

Что же не отдаст Жихарка?

— О каких предметах говорится в этом отрывке сказки?

— Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Презентация «История ложечки»

Вопросы к детям по презентации:

— Что делают люди на картине? (слайд 2)

— Чем они пользуются за столом? Сегодня мы и поговорим о ложках.

— Как вы думаете, когда появились первые ложки?

— Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4). Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5), добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7). В них можно было хранить и варить еду (слайд 8), а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя  много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9). В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10), или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)

— Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

  • Из металлов: серебра, золота, алюминия, нержавеющей стали (их так и называют – нержавейки); из пластмассы, из дерева (простые и расписные).
  • Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд (слайд 13). Например,  для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки (слайд 14). Для десерта – десертные (слайд 15), для чая – чайные (слайд 16), для острых специй – очень маленькие (слайд 17).

— Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)

Воспитатель обращает внимание на посылку.

— Ой, чуть не забыла! Утром, наши повара Тамара Михайловна и Антонина Архиповна принесли ложки и попросили нас помочь

Достает из ящика много-много разных ложек.

—  Все ложки перемешаны! Попробуем вместе разложить ложечки по их назначению.

Работа в группах.

Одна группа выбирает из предложенных ложек  ложки для первых блюд — столовые ложки, вторая группа — для чая – чайные ложки, третья группа — для десерта – десертные.

На столе стоят подносы для каждой группы.

— Почему на этот поднос положили именно эти ложечки? И т.д. Дети дают полный ответ, объясняют.

Давайте отдохнем, и продолжим наше занятие.

Физминутка

Ложка – труженик простой,

Кран подъемный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прям в живот, вот!

Доедай все сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

— Как вы думаете, на какие ложечки потрачено больше времени, труда и любви мастера? (деревянные, расписные). Какие замечательные ложки изготовил мастер.

Ребятишки, а вот давным — давно были времена,  когда у девочек не было кукол, и они играли  ложками. Ложки были их куклами. Вот посмотрите на мою куклу. Вам она нравится? А хотите такую же сделать сами? Станем с вами настоящими мастерами и изготовим куклу.

Ручной труд: «Куклы из пластмассовых ложек»

Этапы работы:

  1. Волосы из шерстяных ниток приклеить с внутренней стороны ложки.
  2. Платье кукол — это конус из ткани с надрезом в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно бантиком.
  3. Глазки и ротик на ложку наклеиваются.

— Какие красивые куклы у вас получились.

— Ребята, а что еще можно делать  ложечками: любоваться, есть, играть, как на музыкальных  инструментах?

— А какие ложечки могут легко превратиться в музыкальные инструменты? (деревянные, металлические)

— Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.

— Попробуем сыграть? Давайте одна группа попробует играть деревянными ложками, а другая металлическими. Возьмите ложечки правильно и поиграем на ложках, как музыканты.

Звучит народная музыка «Во поле береза стояла»

и дети играют на ложках.

Молодцы! Настоящие музыканты!!!

В.: — Ребята, что нового мы сегодня узнали? (что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов)

Что нового узнали?

— Есть ли у вас любимая ложечка, для какой еды, из чего она сделана?

— Для чего человеку может пригодиться ложка? (любоваться, есть, играть как на музыкальных инструментах)

— О чем вы расскажете сегодня родителям?

— Мне было очень интересно узнать о ложке так много нового, а вам?

Спасибо!

Дата обновления страницы: 23.04.2018

Сведения об образовательной организации

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122